Главная | 09.04.2011 Алгоритмы расчёта скоростей

09.04.2011 Алгоритмы расчёта скоростей

Не всё так просто с алгоритмами.

Часто упоминаемые в этой дискуссии модули МВП-1 (на SSJ они называются ADM – Air Data Modul) получают от приёмников полного и статического давлений соответствующие физические величины, преобразуют их в электрические сигналы, затем оцифровывают и «тупо» передают дальше - блокам ИК ВСП (ADC - Air Data Computer).

Вычислитель ИК ВСП, в добавление к этим сигналам, получает значения температуры заторможенного потока (для расчёта числа М) и угла атаки от датчика ТНВ и флюгарки. Таким образом, каждый вычислитель ИК ВСП (ADC) с комплектом своих датчиков и модулей ADM, образует информационный комплекс высотно-скоростных параметров (СВС или ADS - Air Data System).

В соответствии с требованиями международных норм, на любом гражданском ВС, устанавливается не менее трёх таких комплексов ИК ВСП (КВС, 2П и резервный). Они не только получают информацию от своих «персональных» датчиков, но и обеспечиваются электропитанием от различных шин. Все эти меры и обеспечивает независимость комплексов и их резервирование.

 

Так вот, внутри вычислителей СВС (ADC) и заложены все эти супер-пупер алгоритмы, результатом работы которых является весь необходимый набор высотно-скоростных параметров (Vинд, Vист, Vy, М, , ТНВ), передаваемых в систему индикации, а так же напрямую, или через специальные блоки ввода-вывода (концентраторы), в вычислители других систем - СДУ, ВСС, САУ, СКВ, FADEC и т.д. Алгоритмы расссчёта скоростей нельзя назвать очень уж простыми - в них заложены аэродинамические поправки ПВД по скорости, высоте, влияние экранного эффекта (для каждого из трёх СВС эти поправки свои, т.к. их приёмники расположены в разных местах).

Кроме этого, скорость персчитывается с учётом сигналов текущего угла атаки. Для компенсации влияния скольжения, каждая система имеет обычно по два датчика статического давления - по правому и левому борту.

 

Поэтому, если в прямолинейном горизонтальном полёте никаких проблем со сходимостью скоростей, расчитанных разными СВС не возникает, то при выполнении самолётом сложного пространственного маневрирования, эта задача значительно усложняется. Так например, если просто поставить самолёт в ангаре, «задуть» одинаковые давления в приёмники статики и динамики двух комплексов, а затем установить их флюгарки в разное положение, то показания индикаторов левого и правого пилотов разбегутся.

 

Таким образом, алгоритмы расчёта скоростей, вещь весьма сложная и обеспечение нормальной работы СВС во всём диапазоне скоростей полёта, углов атаки, скольжения, углового положения ВС, интенсивного набора высоты и снижения, весьма нетривиальная проблема и в процессе испытаний любого самолёта, приходится изрядно «попотеть» для её решения, независимо от того, французская, харьковская или другая система установлена у вас на борту.

На начальном этапе ЛИ, мы тоже, немало намучились с подбором «поправочников» и доработкой алгоритмов СВС, прежде чем СДУ перестала наконец сваливаться в «Direct mode». Однако, этого не избежать, так как все эти нюансы невозможно выловить и решить на земле, одним моделированием на стендах - реальная картина обтекания самолёта всегда гораздо сложнее.

 

Исходя из картины развития событий (если она близка к истине), описанной в предыдущих постах Лейтенанта, проблема может заключаться как раз в этих алгоритмах. Немаловажное значение имеет и идеология СДУ - насколько хорошо система способна распознать «подвох» в получаемой ею информации и вовремя его компенсировать, перейдя в деградированный режим работы.

Мне трудно адекватно судить о реальном развитии ситуации, не разбираясь в «идеологию» работы данного комплекса. Я, например, не знаю - есть ли например коррекция вычисляемых скоростей по углам атаки на антоновской машине. Каждый разработчик ВС, вместе с партнёрами-разработчиками своих систем, по разному борется со своими «тараканами», что и составляет их общее «ноу-хау».

Думаю, что члены комиссии, являясь более осведомленными во всех этих тонкостях и нюансах, сами во всём разберутся, вне зависимости от предположений и «теорий», высказываемых всеми нами (а так же политиками и СМИ).

 
 
 

Из фотографий

Комментарии

Clicky

Яндекс.Метрика